Претензия согласно действующему законодательству является обязательным способом досудебного урегулирования. Претензия должна содержать реквизиты, в том числе банковские, заявителя претензии, а также отражать сущность предъявляемых требований. К претензии должны быть приложены все копии документов, которые составляют правовое обоснование заявителя претензии. Однако если у адресата претензии в силу обстоятельств должны быть в наличии все подлежащие приложению документы, то в претензии можно сослаться на данный факт, упомянув о том, что вся необходимая информация может быть предоставлена по первому требованию. Не стоит упоминать документы в приложении, не прилагая их при этом фактически. Адресат в таком случае сможет оспаривать тот факт, что претензия была заявлена в надлежащем порядке. В связи с последними изменениями в законодательстве о совершении исполнительной надписи будет не лишним и выслать должнику акт сверки взаимных расчётов с требованием о его подписании в случае согласия с долгом.
Ответ на претензию или факт игнорирования претензии имеет немалое правовое значение. Так как помогает выбрать правильный способ дальнейшей защиты своих прав. В случае согласия должника на подписание акта сверки, возможно совершение исполнительной надписи. В случае ответа на претензию будет обоснованным обращение в суд в порядке приказного производства. А вот если Вы получили обоснованный отзыв, то стоит подумать о подаче иска в экономический суд. Всякое ли возражение на претензию обязывает обратиться с иском в суд? Не всякое. Например, если должник обосновывает неуплату долга тем, что он у него нет денег в связи с мировым экономическим кризисом, то такое возражение не является юридически обоснованным и можно смело пробовать взыскать долг в приказном производстве.
Стоит ли исключать претензионный порядок в договоре с контрагентом? Можно сказать, что сколько юристов, столько и мнений по данному вопросу. Наиболее обоснованным представляется мнение о том, что не стоит. Можно только сократить срок рассмотрения претензии. Претензия – важный механизм для выбора дальнейшего способа правовой защиты, как было указано выше. Кроме того, пусть случаи незамедлительного исполнения обязательства после получения претензии и редки на практике, но полностью не исключены.